×

 

Рекомендуем


Наши партнёры

 

 





Главная  /  Каталог статей  /  Отопление и газоснабжение

Подготовка к отопительному сезону (система отопления)

Первая половина осени – это не только пора садовых работ, но и комплексной подготовки дома к зиме. Чтобы перезимовать в тепле и комфорте первым делом необходимо подготовить к отопительному сезону систему отопления. Не стоит затягивать с этой подготовкой, ведь холода часто наступают внезапно и не по календарю.

Сердце любой центральной отопительной системы – это источник тепла, чаще всего которым является котел. В котле греется теплоноситель, который затем подается в помещения и отдает ему свое тепло. В качестве теплоносителя в жидкостных системах используется антифриз или обычная вода.

Антифриз – это незамерзающая жидкость. Обычно антифризы состоят из воды и гликоля с различными добавками. Такой раствор не замерзает до определенных отрицательных температур. Чем больше гликоля, тем ниже температура замерзания антифриза. Преимущество антифриза перед обычной водой очевидно: система при отключенном котле не лопнет, если температура опустится ниже нуля. Однако данное преимущество больше актуально для коттеджей сезонного проживания, нежели для домов, в которых живут круглогодично.

Жидкостные системы отопления бывают двух видов: открытые и закрытые. Но главное различие этих систем заключается в принципе циркуляции теплоносителя. В открытых системах вода циркулирует за счет конвекции: менее плотные нагретые массы поднимаются вверх, а остывшие – опускаются вниз. В закрытых системах циркуляция теплоносителя принудительная, и осуществляется она циркуляционным насосом.

Протечка системы отопления

Во избежание разрыва труб и радиаторов системы закрытого типа оснащены мембранным расширительным баком. Если в открытых системах расширительный бак устанавливается в самой высокой точке и представляет собой открытый сосуд, то в закрытых системах расширительный бак полностью герметичен. Компенсация объема в закрытых системах происходит в нем за счет работы эластичной мембраны. Возможности мембраны не безграничны, поэтому объем бака очень важно правильно подобрать к каждой конкретной системе.

Кроме принятия в себя вытесненного объема нагретого теплоносителя, мембранные баки в закрытых отопительных системах еще и избавляют оборудование от гидроударов. Поэтому перед запуском такой системы необходимо удостовериться, что давление в расширительном баке соответствует номинальному. Если давление снизилось ниже нормы, то его поднимают автомобильным насосом. Для подкачки у мембранных баков имеется стандартный ниппель.

Перед каждым отопительным сезоном полагается проводить регламентные работы по оборудованию. Сразу нужно произвести визуальный осмотр системы на предмет повреждений и возможных протечек. Также нужно проверить работу всей запорной арматуры – она должна открываться и закрываться. Если краны или вентили закисли, то их нужно починить или заменить новыми.

В закрытых системах для обнаружения протечек не нужна опрессовка. Там уже присутствует определенное давление, и если оно упало, то протечки, скорее всего, есть. Найти их тоже не составляет труда – достаточно подкачать мембранный бак и произвести визуальный осмотр соединений. Чаще всего протечки возникают на соединениях. Образующиеся капли, лужи, мокрые пятна – все это указывает на разгерметизацию. Однако есть и скрытые протечки, которые можно выявить только при максимальном давлении. Для этого нужно осуществить пробный пуск системы. При выявлении протечек необходимо устранить их путем замены уплотнителя или ремонтом соединения (паяные трубы).

В открытых системах разгерметизация случается не реже, несмотря на то, что в них отсутствует какое-либо давление. Необходимо перед каждым пуском проверять уровень жидкости в расширительном бачке. Для этого еще в конце отопительного сезона делается отметка остаточного уровня воды в бачке с учетом температуры. Контрольный замер уровня теплоносителя нужно производить при той же температуре.

Чаще всего в открытых отопительных системах залита обычная вода. В таких случаях проблем с доливом нет. Если же в систему залит антифриз, то следует доливать аналогичный состав. Сходиться должен не только вид антифриза, но и его концентрация.

Новый антифриз можно доливать только при полной совместимости со старым. При конфликте антифризов часть компонентов может выпасть в осадок, и тогда это будет уже не совсем антифриз. Если уверенности в совместимости антифризов нет, а на эксперименты нет времени, то лучше долить чистую дистиллированную воду либо слить прежний антифриз и залить новый. Вообще же производители рекомендуют полностью менять антифриз в системе каждые шесть сезонов, т.е. раз в шесть лет. Если замена производится антифризом той же марки, то промывку системы можно не выполнять.

Протечка радиатора отопления

Проверка давления в системе отопления

В закрытых системах перед пуском необходимо произвести замер давления при помощи манометра, который должен быть установлен на трубопроводе недалеко от котла. Давление должно находиться в пределах 1-1,5 бара. Если давление меньше, значит, уменьшился объем теплоносителя и его нужно восполнить. Небольшие потери объема с течением времени – это нормально. Обычно их восполняют добавлением воды.

Определенную проблему при запуске системы представляют собой воздушные пробки. Существует несколько причин образования таких пробок:

  •  растворение газов. Жидкостные отопительные системы в частных домах чаще всего заполняются простой водой. При возрастании давления растворяемость газов в воде увеличивается. Таким образом, в систему может попасть некоторое количество воздуха;
  •  за счет диффузии. Пластиковые трубы без металлизированной прослойки способны пропускать кислород воздуха. Во избежание проникновении газов внутрь системы трубы отопления должны иметь антидиффузионную прослойку;
  •  из-за слишком быстрого наполнения системы. При заливе воды в систему вместе с водой могут попадать пузыри воздуха, которые потом превращаются в воздушные пробки. Поэтому теплоноситель нужно заливать медленно, при этом давая возможность воздуху выйти из распределителей и радиаторов;
  •  разгерметизация. При нарушении герметичности стыков в систему может попадать воздух.

 

 

Обнаружить воздух в радиаторе не составляет большого труда. При отсутствии пробок отопительный прибор нагрет равномерно. Если какая-то его часть холоднее – пробка есть и ее нужно продуть. Наличие воздуха в системе также может сопровождаться бульканьем и прочими характерными звуками. Воздух в радиаторах вреден еще и тем, что он значительно ускоряет коррозию, а если он гуляет по системе, то может привести к выходу из строя циркуляционного насоса.

Спуск воздуха краном Маевского

Удаление воздушных пробок производится поворотом крана Маевского, который врезается в радиаторы. Открывается он ключом или отверткой, в зависимости от модели. Если из крана сразу беспрерывно пойдет вода, то воздуха в радиаторе нет, и кран можно закрывать. Если же имеется воздушная пробка, то сначала идет шипение, а вода начинает идти только после того, как выйдет весь воздух.

Закрытые системы оборудуются автоматическим воздухоотделителем. Эти устройства защищают систему от попадания воздуха как во время наполнения, так и в ходе эксплуатации. Желательно, чтобы воздухоотделители были установлены на всех участках системы, а именно: участок котла, коллектора, радиаторов, а также в самых высоких точках стояков.

Промывка отопительной системы

Необходимость в промывке возникает при заливке нового антифриза, когда нет полной уверенности в его совместимости со старым. Но также такая необходимость может возникнуть и по другим причинам. Например, образование накипи внутри радиаторов и прочих элементов, контактирующих с теплоносителем. Присутствие накипи может иметь следующие признаки:

Промывка системы отопления

  •  неравномерный нагрев радиаторов;
  •  снижение КПД котла (перерасход энергии;
  •  увеличение времени разогрева системы при запуске.

Причины этих симптомов могут быть разные, но состояние труб и радиаторов нужно проверить прежде всего. Всего 1 мм накипи понижает теплопроводность на 8%, а 8-9 мм – вдвое. Значительные отложения и вовсе работают как теплоизоляция, а кроме того способны перекрыть теплоносителю доступ в некоторые участки радиаторов. Кроме того, отложения часто становятся причиной возникновения, так называемых отдулин и свищей, что в итоге приводит к разгерметизации системы. Грязь на внутренних поверхностях труб и радиаторов становится еще и пристанищем для бактерий, некоторые из которых усиливают коррозию.

Избавляются от накипи при помощи гидропневматической промывки. Самостоятельно сделать это проблематично, т.к. необходимо специальное оборудование. Профессиональная промывка выглядит следующим образом: водовоздушная смесь подается в систему под давлением около 6 атм. посредством компрессора, в результате чего пузырьки воздуха разрушают наслоения. Промывка системы приводит ее практически в исходное состояние, благодаря чему котел выходит на номинальный КПД, а сама система возвращается к нормальному режиму работы. Но даже такая эффективная процедура не избавляет от накипи и прочих отложений навсегда. Ее нужно будет проводить регулярно. Частота промывок зависит от качества воды и режима эксплуатации системы. В среднем промывку выполняют один раз в 3 года после или перед отопительным сезоном.

Проверяем дымоход

Очень важно перед началом отопительного сезона произвести ревизию дымового канала газового или твердотопливного котла. У котлов с закрытой топкой газы отводятся по коаксиальной трубе, чистить которую не нужно. Котлы с открытой топкой имеют дымоход, в котором должна присутствовать естественная тяга. Независимо от наличия тяги, дымоходы нужно чистить хотя бы один раз в год.

17.10.2015
Автор текста: М. Тамилин



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.