×

 

Рекомендуем


Наши партнёры

 

 





Главная  /  Каталог статей  /  Натуральный и искусственный камень, керамическая плитка

Вечные ценности: мрамор и малахит

Натуральные каменные отделки – признак респектабельного интерьера. Самым популярным отделочным камнем большинство бы назвало мрамор. На втором месте оказался бы малахит. Оба минерала имеют большую историю и широко использовались многими древними культурами. Однако камни эти не простые, можно сказать, капризные. Наличие средств не означает, что эти благородные отделки можно употребить везде. Познакомимся поближе, для начала с мрамором.

Мрамор и антика

Говоря об истории Греции, возникают образы мраморных статуй, колонн и монументальных архитектурных сооружений. Хотя этот светящийся камень не был легко доступен, его популярность в классическом античном архитектурном искусстве была чрезвычайна. Мода на мрамор, несомненно, пошла из древней Греции, однако не настолько древней, как многие думают. Его научились обрабатывать ближе к временам Аристотеля и Софокла. Герои мифической Эллады, скорее всего, не были с ним так тесно знакомы.

Мраморная колонаДороговизна мрамора отражала его труднодоступность и тяжелую обработку. В те времена каменотесы могли использовать только бронзовые инструменты, ибо ничего тверже этого сплава в их распоряжении тогда не было. Можно только догадываться, какими колоссальными усилиями воздвигались мраморные памятники античности. Из мрамора был создан центр первого европейского государства и античная святыня – Дельфийский архитектурный комплекс.

Лучший мрамор добывали на острове Парос. Морской транспорт, способный перевозить тяжелые мраморные блоки был только в Афинах. Таким образом, этот город стал важным перевалочным пунктом, а затем и столицей союза греческих городов. Перевозить мраморные «болванки» было нерентабельно, поэтому на Паросе создали фабрику по производству стандартных блоков, от которых уже было осечено все лишнее. Этим объясняется большое сходство архитектуры в разных местах на средиземноморском и черноморском побережье. Так Греция стала основным импортером благородного белого камня.

Влияние Рима

В период расцвета римской цивилизации сенатом были приняты законы, запрещающие использовать мрамор вДобыча мрамора архитектуре либо ограничивающие его применение. Объяснялось это в те времена борьбой с роскошью. Вот так «гламур» и «минимализм» сменяли друг друга еще до нашей эры.

Богатые римские дома строились из кирпича, а из мрамора на них присутствовал лишь портик. Когда масштабы строительства перешли грани конструкционные возможности камня, появился римский бетон, из которого отливали стены и купола, каким, например, увенчан римский Пантеон.

Сегодня мрамор не перестает интересовать архитекторов и дизайнеров как строительный и отделочный материал. Его долговечность доказана тысячелетиями. Поэтому мрамор лучше всего подчеркивает вечность и основательность, а также состоятельность и широту размаха.

В современных респектабельных интерьерах натуральный мрамор употребляют для лестниц, балясин, столешниц, колон, а также для строительства и отделки каминов.

Свойства мрамора

Мрамор в природе образовался из известковых пород и доломита, перекристаллизовавшихся в процессе сильного разогрева под высоким давлением и последующего остывания. Видов мрамора довольно много и в строительстве под словом «мрамор» подразумеваются метаморфические породы, поддающиеся полировке. Кроме белого мрамора – это еще и мраморизованный известняк, офикальцит, доломит плотный, а также карбонатные конгломераты и брекчии.

 

 

На цвет мрамора влияют, содержащиеся в нем примеси. Меньше всего они присутствуют в белом мраморе. Такой мрамор легче других поддается механической обработке. Наиболее ценным видом является его мелкозернистая разновидность. Мрамор принято делить на белый, серый и цветной.

Серый мраморБелый мрамор отличается высокой чувствительностью к внешним факторам и склонен к пожелтению и образованию на его поверхности пятен. Это ограничивает его применение во внешних фасадных отделках. Однако если эффект старины входит в дизайнерские планы, то белый мрамор – самое то. Его механические свойства не теряются при изменении цвета. Он отлично переносит отрицательные температуры, не растрескивается и не обсыпается.

Серый мрамор менее капризен, поскольку его дымчатая окраска маскирует неоднородность изменения цвета. Это делает его неплохим отделочным материалом как для фасадов, так и для интерьеров.

Цветной мрамор может иметь различные оттенки, среди которых набольшую ценность представляют образцы, имеющие голубоватый цвет. Среди прочих разновидностей можно встретить мрамор розового, желтого, зеленого оттенка, а также черный.

Поскольку мрамор преимущественно состоит из кальцита, ему противопоказана кислая среда. Кислотные дожди, различные агрессивные моющие средства способны ухудшить его внешний вид и даже разрушить глянцевую поверхность. 

Малахит

Этот материал имеет не менее знаменитую предысторию. Первые украшения из малахита датируются 8-ым тысячелетием до нашей эры. В древней Греции малахит назывался «кипрской медью». На ближнем востоке и Египте зеленый камень был известен как – шесмет, а в Месопотамии имел название – зинджар. У нас малахит впервые упоминался как «демидовская зелень».

Малахитового скоробея находили в гробнице Тутанхамона и во многих других египетских кладах. Мало кто знает, чтоМалахит бронзовый век, обязан своим названием именно малахиту, который являлся ни чем иным, как медной рудой. Египтяне научились плавить малахит без доступа воздуха, превращая его в красную медь, которая в те времена по цене приравнивалась к серебру. Это стало причиной переработки малахита из древних каменоломен в медь.

Химики рассматривают малахит как гидроксилсодержащий карбонат меди. Назвать его вечным материалом нельзя, поскольку малахит достаточно нежен и со временем может раскрошиться, потерять насыщенность окраски и даже сгореть. Коллекции малахитовых изделий чаще других бывают на реставрации.

Кроме сырья для получения меди, малахит издавна использовали в качестве пигмента для зеленой краски. Причем красили этой краской не ткани или стены, а веки. Сегодня можно с уверенностью сказать, что обильная декоративная «зелень» на женских портретах древнего исторического периода имеет малахитовое происхождение. Египетские, греческие, римские, иудейские, александрийские парфюмеры истирали в пыль огромное количество малахита, чтобы удовлетворить спрос модниц.

Существует мнение, что дело было не столько в моде, сколько в гигиене. Поскольку малахит содержит большое количество ионов меди, известных своими бактерицидными свойствами, краска из зеленой пудры служила защитой для век в эпоху всеобщей антисанитарии. Антибактериальные свойства малахита активно использовали и в медицине. В малахитовых сосудах не портилась вода. На востоке считалось, что тот, кто пьет воду из малахитовых чаш, тому откроется язык зверей и птиц.

В эпоху антики и ренессанса малахит не получил даже части популярности мрамора. В средневековье из малахита в основном делали зеленую краску, используемую в живописи и росписи храмов. К слову, серо-зеленый фон знаменитой Мона Лизы кисти Леонардо, написан именно малахитовой краской.

Современное название у малахита появилось только к средине XVIII века. В этот период ему уделяется много внимания – малахит входит в моду как одна из главных камнерезных пород. Теперь его не переплавляют на пушки и монеты, а используют для отделки дворцов, изготовления предметов искусств и ювелирных украшений. Россия стала одним из основных экспортеров малахита, который потомки Акинфия Демидова добывали в Сибири. Екатерина II любила заводить выгодные знакомства, отсылая высоким адресатам малахитовые диковинки. Много уральского малахита в то время было переправлено в Европу. Именно оттуда в Россию пришли шедевры работы французских мастеров, вырезанные сибирского самоцвета.

Малахитовая столешницаОднако сугубо сырьевой экспорт из России продолжался не долго. Спустя десятилетие, из Европы пришло поколение молодых мастеров, обучившихся искусству резки камня. Они были посланы Демидовыми, дабы с этих пор поставлять в Европу только готовые изделия. С этой целью в Екатеринбурге заложили гранильную фабрику.

Когда мода на малахитовые интерьеры достигла своего апогея, зеленого камня стало не хватать. И даже возросшая цена не могла повлиять на скорость его добычи и транспортировки. В ответ на это Демидовы предложили использовать малахитовый шпон, получивший в последствии название «русская мозаика». Малахитовыми плитками стали облицовывать мраморные, медные и каменные поверхности. Знаменитый кремлевский малахитовый камин является памятником эпохи «малахитовой лихорадки». Разводы в его отделке по обе стороны расположены с потрясающей симметрией. В сочетании с золотом малахит смотрится настолько органично, что этот прием становится классикой дворцовых интерьеров. Однако после «малахитовой лихорадки» мода на зеленый камень в интерьерах начала сходить на нет.

Сегодня малахитовые традиции начинают возрождаться. Уральские запасы, к сожалению, практически исчерпаны. Зато Заирский, Чилийский, Южноафриканский и Австралийский камень уже предлагается на рынке. Дизайнеры то и дело применяют его в оформлении респектабельных интерьеров, используя в самых неожиданных сочетаниях.

16.03.2010
Автор текста: М. Тамилин



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.