×

 

Рекомендуем


Наши партнёры

 

 





Главная  /  Каталог статей  /  Предметы интерьера  /  Мебель

Декупаж мебели – обзор технологии

Несмотря на внешне французское происхождение декупажа (от слова decouper, переводимого с французского на русский, как «вырезать»), корни данной техники декора, по мнению исследователей, происходят из культуры народов Восточной Сибири. Населяющие эту землю племена использовали аппликации из войлока в погребальных ритуалах тенгрианства (шаманизма). Через тибетских монахов техника сибирских аппликаций перешла в Китай и в XII веке перестала носить исключительно ритуальный характер, заняв место среди других декоративных элементов быта, традиционных для китайской культуры. Аппликационные инкрустации из бумаги применяются в КНР для украшения окон, фонариков, различных коробок и т.д.

В Европу техника инкрустации бумажными аппликациями различных предметов быта и культуры была завезена итальянскими и венецианскими купцами в середине XVII века – они активно торговали со странами Восточной Азии. Возникает вопрос – почему же бумажная инкрустация получила французское название, а не итальянское? Италии, как самостоятельного государства на момент распространения декупажа не существовало – ее территорию полностью контролировала Франция. Отсюда и происходит наименование аппликационной техники – decouper.

Инкрустация шкатулок, мебели, рам для картин и кожаных книжных переплетов декупажем в японском и китайском стиле, а также на библейские темы, получила особенное распространение в Европе XVIII века. С развитием печатной промышленности в 50-х годах XIX века в продаже появились наборы листов с изображениями, получившие название «декупажные карты». В середине XX века бумажная инкрустация мебели распространилась в США, будучи завезенной туда из Англии.

В России декупаж обрел популярность не так давно – с началом XXI века. Его современные методы включают в себя аппликации из салфеток и тканей, а также трехмерные композиции.

 

 

Объекты декупажа

Проще и удобнее размещать бумажные аппликации на конструкциях из дерева либо композитных материалов, выполненных на его основе (ламинированных ДСП и МДФ, фанере и т.п.). Декупаж можно осуществлять не только на мебели (шкафами и комодами, столами и стульями, полкам и скамейками), но и на деревянных предметах быта и интерьера (шкатулки, разделочные доски и пр.).

Стеклянные и фарфоровые предметы также подходят для декупажа. Легче работать с изделиями из плоского стекла (зеркала, стеклянные дверцы шкафов), с объемными (бутылки, тарелки) – сложнее.

Пластиковые изделия – выполнение декупажной аппликации на них не сложнее, чем на стеклянных предметах.
Объектами декупажа, по большому счету, могут быть любые конструкции и предметы из ткани, металла, кожи, картонные коробки, альбомы для фотографий. Довольно популярны бумажные инкрустации декоративных свечей.

Рисунки для построения композиций

В принципе создать декупаж можно, используя любой рисунок – как по содержанию, так по типу бумаги, на которой он отпечатан. Но удобнее работать с изображением, нанесенным на тонкую бумагу. Рассмотрим возможные источники картинок пристальнее.

Декупажные салфетки. Их отличие от обычных салфеток, используемых при сервировке обеденного стола – наличие красочных изображений. Такие салфетки могут состоять из нескольких слоев, необходимо отделить верхний, на котором отпечатан рисунок, от расположенных ниже. Салфеточный слой с рисунком очень тонкий, что хорошо и плохо одновременно. После нанесения на рабочую поверхность та часть салфетки, на которой нет рисунка (т.е. она просто белая), станет «невидимой», поскольку пропитается клеевым составом и лаком – это несомненное достоинство. А недостаток – в том, что «нежная» салфеточная бумага легко надрывается и сминается при попытке разместить декупажное изображение на своем месте, приходится соблюдать особую осторожность.

Стоимость декупажных салфеток относительно невысока – в среднем 17 руб. за одну штуку.

Декупажные карты. Их печатают в типографии на бумаге различной плотности (20-80 г/м2) – более высокой, чем у салфеток.Технология декупажа После замачивания карты (обязательная процедура в процессе декупажа) и нанесения на объект работ, через нее, в отличие от декупажных салфеток, не будет видна поверхность нанесения. Стоимость таких карт зависит от плотности бумаги – чем она выше, тем дешевле карта. К примеру, наиболее тонкие карты, отпечатанные на рисовой бумаге формата А4, обойдутся покупателю в 60 руб. за один такой лист. А карта такого же формата, но выполненная на более чем вдвое плотной бумаге (45 г/м2) будет стоить несколько дешевле – порядка 45 руб. за штуку.

Чем выше плотность бумаги, тем сложнее добиться интеграции бумажного фрагмента с основанием, куда он будет клеиться. Для истончения краев декупажной карты с целью достижения плавного перехода между объектом нанесения и аппликацией мастера обычно используют три способа: 1) после вымачивания карты в воде истончают края, водя по ним пальцем и устраняя образовавшиеся катышки; 2) по периметру рисунка бумага не режется, а обрывается; края карты обтачиваются наждачной бумагой №0.

Намереваясь воспользоваться для декупажа изображениями из журналов, фотографий и открыток, принтерных распечаток, необходимо подготовить их к размещению. Площадь картинки, будь она с журнала или с фотографии, следует обрезать по размеру, затем покрыть изображение лаком, обсушить и замочить в ванночке с водой. После кратковременного отмачивания нужно снять «лишнюю» толщину бумаги, водя пальцем по обратной стороне фотографии и убирая катышки до тех пор, пока не останется лишь тонкая бумажная пленка с картинкой.

Принтерную распечатку удобнее выполнять на салфеточной бумаге для декупажа – после снятия верхнего слоя с изображением останется один-два слоя такой бумаги. Для того чтобы не позволить краске от свежеотпечатанной картинки расплыться по бумаге, нужно слегка обработать ее лаком (сгодится самый обычный лак для волос).

Необходимый инструмент и материалы

В перечень обязательного инструмента, требующегося в процессе декупажа, входят ножницы, кисти, поролоновые валики и один резиновый валик.

Ножницы должны быть небольшой длины, с остро заточенными кончиками и режущими кромками. От остроты ножниц зависит качество обрезки рисунка. Мелкие элементы и детали изображения для декупажа следует вырезать миниатюрными ножницами для маникюра.

Кисти с синтетической щетиной, полужесткие, имеющие различную ширину. Стандартного набора кисточек (обычно в нем 6 кистей различной ширины) будет достаточно. Поскольку кисти могут понадобиться не только для нанесения клея (широкие и плоские), но и для нанесения корректирующих штрихов на изображение, приобретите также тонкие и закругленные кисточки.Технология декупажа

Резиновый валик пригодится в процессе наклеивания плотных бумажных материалов или ткани. Двигая им от центра картинки с промазанной клеем противоположной стороной, вы избавите аппликацию от воздушных пузырьков. Однако резиновый валик не подходит для разглаживания декупажных салфеток – он порвет их.

Губки и валики из поролона позволят быстро и качественно выкрасить поверхности значительной площади. Кроме того, поролоновые губки облегчат окраску по трафарету и при потребности в особых «спецэффектах».

Основной набор декупажных материалов – это клей, грунт, краски и лак.

Для приклеивания изображений к основанию можно воспользоваться специальными декупажными клеями или же качественным ПВА. В случае излишней густоты ПВА следует немного разбавить водой, затем промазать участок, где будет размещена картинка, после выставить ее на место приклеивания и покрыть сверху клеевым составом.

Грунт акриловый, как правило, белого цвета. Используется при декупаже скользких поверхностей, как-то металл, стекло, пластик и т.п. Грунт позволяет получить однотонную поверхность, что особенно важно при работах на изукрашенных яркими красками плоскостях. Дополнительное достоинство грунтового покрытия – упрочнение нестабильного материала основы, например картонного листа.

Краски акриловые, необходимы для усиления декоративного эффекта после размещения аппликации. Несмотря на довольно высокую стоимость, акриловые краски быстро сохнут и формируют прочное покрытие, надежно ложатся на поверхности любого типа (не текут), их применение не сопровождается резкими запахами.

Лак необходим для финишных операций декупажа – им наклеенное изображение покрывается перед тонировкой и окраской, чтобы скорректировать ошибочные мазки, не испортив при этом основную картинку. По завершении работ с изображением, оно полностью покрывается несколькими (не менее двух) слоями лака. Обычно используются акриловый или алкидный лак, в случае декупажа пищевых приборов (тарелок, чашек) – специальный декупажный лак.

Технология декупажа

Выбрав рисунок, подготовив материалы и инструменты, выполняем очистку поверхности рабочего объекта от любых загрязнений. Готовая к размещению рисунка поверхность не должна быть влажной, содержать частицы грязи, масляные потеки и жировые отложения (в т.ч. следы пальцев). Вздутия, шероховатости тщательно защищаются и выравниваются мелкозернистой наждачной бумагой, плоскость объекта декупажа обезжиривается ацетоном.

Наносим грунтовку или краску на акриловой основе, только белого цвета. Белый фон подчеркнет рисунок, выделит его цвета. Если поверхность работ имеет большую площадь, то возможно окрасить грунтом лишь ту ее часть, где будет располагаться изображение.

Дождавшись, пока грунт высохнет, приступаем к определению наилучшего положения рисунка на поверхности. Операция проходит при горизонтальной позиции плоскости работ – вращая и понемногу смещая подготовленное изображение, находим лучшее место для него. Прежде, чем переходить к стадии наклейки картинки, имеет смысл сфотографировать выбранную позицию, чтобы точно запомнить ее и не ошибиться в дальнейшем.

Технология декупажаРисунок декупажа клеится к поверхности при ее горизонтальном положении, иначе клей растечется, а картинка будет сползать. Тонкий слой клея наносится на объект работ, сверху укладывается изображение и промазывается сверху клеем. Экономить на клеевом материале не следует – проще удалить излишки, чем столкнуться после сушки с непроклеенными участками. По центру изображения наливается клей, кистью разводиться по всей площади бумаги. В этом случае тонкий лист с изображением надежно пристанет к рабочей поверхности, на нем не возникнет заломов и складок. «Лишний» клей удаляется при помощи чистой салфетки.

Убедившись, что клеевой слой полностью высох, наносим поверх него лак. После каждого прохода кистью с лаком нужно дождаться, пока покрытие высохнет и только после наносить его следующий слой. Пристально изучите каждое лаковое покрытие на предмет неровностей, при их обнаружении следует произвести зачистку, воспользовавшись наждачной шкуркой №0. Обратите особое внимание на участки по периметру декупажа – никаких границ, распознаваемых визуально либо на ощупь, между основным покрытием поверхности и зоной с нанесенным изображением быть не должно.

28.06.2014
Автор текста: Абдюжанов Рустам



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.